После восстания декабристов и вплоть до самой революции в Российской империи применялись только два вида казни — расстрел и повешение. В основе за терроризм политические убийства. Смертная казнь (преимущественно через расстрел) применялась и военно-полевым судом за тяжкие воинские преступления На каторге иногда казнили по приговору военного суда убийц-рецидивистов, совершивших новое убийство уже во время отбытия наказания
Свод законов 1832 года предусматривал назначение смертной казни как исключительной меры наказания по приговору Верховного уголовного суда по карантинному Уставу 1832 года и за воинские преступления по Полевому уголовному уложению.

Уложение 1845 года предусматривало смертную казнь лишь за государственные и карантинные преступления, и только после высочайшего рассмотрения приговора (то есть только после решения царя). Военно-уголовное законодательство устанавливало, что смертной казнью карается умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабёж, уничтожение чужого имущества. Ну а с 1881 году было отменено публичное исполнение смертной казни.
Вообще все знают и помнят о Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Именно там по мнению многих, свершалось большинство казней. Это не совсем так. В столице Российской империи было еще как минимум 3 альтернативных места совершения высшей меры наказания.
Сегодня я с ними вас познакомлю. Надеюсь, будет интересно.
Итак...
Мыс казненных
Именно так называли.... Лисий нос. Известное и красивое место в Курортном районе нынешнего Санкт-Петербурга. В 1905–1907 годах здесь казнили эсеров — боевиков, стрелявших в царских губернаторов, генералов, министров. Многие имена неизвестны. На допросах они отказывались их называть.
Так и значилось в обвинительных заключениях военно-полевого суда: «пожелал остаться неизвестным». Их доставляли из Трубецкого бастиона Петропавловской крепости летом на специальном пароходе, зимой по железной дороге. Жандарм, сопровождавший семерых смертников, готовивших взрыв Государственного совета в 1907 году, писал: «В поезде (от Новой Деревни до Лисьего Носа) они болтали, смеялись и перекликались, как будто ехали на пикник. Казнили попарно. Пары быстро прощались друг с дружкой и целовались: “Прощай, Михаил!” — “Прощай, Анна!”»

Их казнили ночами. В лесу на Лисьем Носу. Из Кронштадта привозили сборную виселицу. Быстро монтировали, вешали, потом так же быстро разбирали. Палачу платили по 20 рублей за каждого повешенного. Трупы зимой топили в прорубях Финского залива. Летом закапывали в безымянные могилы.
Среди этих смертников был Всеволод Лебединцев. Начальник петербургского Охранного отделения Герасимов не без основания называл его «одной из замечательных фигур в революции».
Ученый-астроном, работавший в Пулковской обсерватории, художник, полиглот.
Когда его брали, он крикнул агентам: «Осторожно! Я опоясан динамитом, может разнести всю улицу…»
Ну а самыми знаменитыми казненными тут были члены Летучего боевого отряда Северной области партии социалистов-революционеров, о которых мы с вами говорили тут:https://id77.livejournal.com/3494788.html, некоторых из которых Андреев воспел в «Рассказе о семи повешенных»

Второе такое место - это так называемое Смоленское поле.
Это обширный пустырь на Васильевском острове образовался после вырубки леса. С начала XIX века этот пустырь получил название Смоленское поле. На севере оно соседствовало со Смоленским православным кладбищем, на западе - с Галерной гаванью, на юге примыкало к Большому проспекту. Смоленским это кладбище называлось потому, что по преданию в первые годы существования Петербурга вблизи Глухой речки (нынешней Смоленки) хоронили плотников и землекопов, которых пригнали на строительство новой столицы из Смоленской губернии.
Некогда Смоленское поле принадлежало Городскому ведомству, долгое время оно использовалось для выгона скота и оставалось резервом для строительства городских и общественных зданий. Значительная часть поля принадлежала гвардейскому Финляндскому полку, чьи казармы находились рядом, на Большом проспекте.

Во второй половине XIX века оно стало одним из мест публичных казней в Петербурге. Там поставили виселицу и 11 позорных столбов. И именно тут были проведены две самых известных казни. В 1878 году здесь казнили народовольца А. К. Соловьева, пытавшегося убить Александра II. Ну а 3 сентября 1866 года здесь повесили знаменитого террориста Д. В. Каракозова, пытавшегося убить Александра II у Летнего сада, о котором мы недавно вспоминали в тексте про Александра Ульянова:https://id77.livejournal.com/3548597.html
Ну и третье место - это Плац Семеновского полка

В столице лейб-Гвардии Семеновский полк постоянно начал дислоцироваться с 1723 года, сначала на Петроградской стороне, а потом в собственной слободе, получившей название Семенцы.
При Анне Иоанновне был подписан указ о пожаловании в собственность Семеновскому полку территории «позади Фонтанки за обывательскими дворами». Границы владений Семеновского полка в XVIII веке простирались от Загородной дороги (Загородный проспект) до Шушарских болот.
При Иоанне Антоновиче, который кстати был шефом полка, начались работы по строительству деревянных военных городков Семеновского и Измайловского полков.

Полки расселялись поротно, поэтому просеки с расселявшимися вдоль них жилыми постройками первоначально назывались «ротами».
Частью Семеновской слободы был огромный Семеновский плац. Тут же, на Загородном проспекте, который проходил по краю плаца, стоял Введенский храм. Сейчас на его месте сквер напротив Витебского вокзала. Введенский храм был полковым храмом «семеновцев», здесь хранились гвардейские реликвии.

Однако в историю Семеновский плац вошел и как место, на котором при Николае I была совершена публичная расправа над петрашевцами,в том числе Достоевским.
Ну а 3 (15) апреля 1881 года тут уже были реально казнены Софья Перовская вместе с Желябовым, Н. И. Кибальчичем, Т. М. Михайловым и Н. И. Рысаковым.
Ныне часть Семеновского плаца зовется Пионерская площадь.
Вот примерно так.
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.
Community Info