konsul_777_999 (konsul_777_999) wrote in pyc_uctopuockon,
konsul_777_999
konsul_777_999
pyc_uctopuockon

Category:

Как столицей Древней Руси стала Москва?

Картинки по запросу древняя москва

Появление любого исторического феномена имеет свои объективные причины. Так было и с нашим государством, и со столицей. Ведь не случайно маленький провинциальный город Москва стал столицей великой державы?

Что сделало Москву столицей Руси?

Москва была не единственным кандидатом на роль столицы. Хватало и других. Более сильных как в военном, так и в экономическом отношении. Но здесь необходимо учитывать несколько важных деталей.

Люди нового типа

Став при сыне Александра Невского, Данииле, столицей независимого княжества, Москва (она же Московѣ, она же Кучково) довольно быстро превратилась в один из главных центров окончательного оформления нового крупного этноса — великороссов.
Московские князья, в силу того, что возглавили самостоятельный народ, оказались у истоков новой государственности. Это, естественно, заставило их приобретать определённые качества. Сделало людьми совершенно нового типа! Наконец, Московское княжество по ряду обстоятельств (историкам вполне понятных!) к середине XIV века практически превратилось в церковную столицу Руси. Это, с одной стороны, поднимало его на качественно новый уровень экономического и культурного развития. Но с другой, требовало полной мобилизации сил.

Началось всё с того, что к середине XII века Киевская Русь (бывшая незадолго до этого сильнейшим государством Восточной Европы!) заметно ослабела. Главной причиной были княжеские междоусобицы, носившие порою очень ожесточённый характер. Что в подобных ситуациях начинается? Какая-то реорганизация. А первым шагом к таковой может оказаться (и, как правило, оказывается!) перенос политического центра.
Какая часть Киевского государства взяла на себя непростую роль нового сердца нашей земли? Известная как Владимиро-Суздальское княжество, или просто Суздальская Русь. О ней немного подробнее.

Под властью Боголюбского

Активно обживать этот регион восточные славяне начали при сыне Владимира Мономаха — Юрии, получившем прозвище Долгорукий. Возводили города, прокладывали дороги. Для всех этих работ требовалось много людей. Начали привлекать местное население (а населяли тот лесистый край народы финно-угорской группы). Результат: появилась новая народность — великороссы. А, значит, открылись новые перспективы!
Уже при Андрее Боголюбском главным центром молодого княжества стал Владимир-на-Клязьме. Андрей основательно расширил и укрепил этот городок. А ещё возвёл там несколько просторных храмов. Из них самым лучшим был Успенский собор (в котором князь поместил чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим апостолом Лукой). Вскоре это величественное сооружение стало главной святыней не только Владимира, но и всей Суздальской Руси.

Давая характеристику Боголюбскому, известный учёный начала XX века Сергей Платонов точно подметил, что он «представлял собою новый тип князя, стремившегося к единовластию не только в своей семейной вотчине, но и во всей Русской земле. Все те, кто стоял за старые привычные порядки, не любили Андрея, напротив, люди, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в Андрее идеал государя».
Князь-реформатор добром не кончил. Его убили приближённые, которым мешали новые порядки. Опять начались междоусобицы. В конце концов, к власти пришёл младший брат Андрея Всеволод III (Всеволод Большое Гнездо). Именно при этом умном и решительном правителе начался подлинный рассвет Владимиро-Суздальского княжества. Оно надёжно (и надолго!) заняло лидирующее положение. Практически контролировало всю Русскую землю.

Неизбежен вопрос: в чём главная причина такого успеха? А в том, что на политическую арену вышел новый народ (метисация своё дело сделала, постоянная борьба тоже!). Свободный и гордый, научившийся побеждать!

Москва, заметное усиление которой началось при Иване Калите, была, по сути дела, наследницей Суздальской Руси. Та же территория. Тот же этнос. Владевшие городом князья, несомненно, понимали, что это обстоятельство можно использовать для укрепления своего авторитета. Как? Да очень просто. Создавать впечатление, будто они продолжают дело славных предков — владимирских князей. Русский народ страшно устал от грызни амбициозных князьков и набегов агрессивных соседей — литовцев и татар. Он ждал прихода смелого справедливого вождя, который выведет страну из затянувшегося кризиса, поможет ей вновь стать сильной, процветающей.
Для этого надо было воевать. Но не забывая про осторожность. Ведь силёнок пока явно маловато!

Рука церкви

Первый решительный шаг в этом направлении был сделан при Дмитрии Ивановиче (будущем Дмитрии Донском). Московское княжество в 1362 году без видимых причин начало упорную войну с Нижегородско-Суздальским. Чем кончилось дело? К московским землям был присоединён Владимир. Нет никаких сомнений, что деятельный князь (больше, впрочем, его мудрые советники!) решил показать своё родство со старыми владельцами этих краёв. А главное — горячее стремление продолжить их великие дела!
Следующий серьёзный шаг — знаменитая Куликовская битва. То был эффективный (хотя и жестокий!) способ сплотить жителей нашей земли. И заставить их поверить в особую роль Москвы!

Бесспорно, с точки зрения военного историка этот ход был самой обычной авантюрой. Одержать полную победу над таким противником, как Орда, Русь тогда не могла. Да, но был повержен другой страшный противник — страх! Жители наших земель уже поверили в себя. И поняли, что пора забыть старые обиды и объединиться. Умнее всего — вокруг Москвы!
Хорошую характеристику Куликовской битве дал академик Лихачёв. Приведём его слова: «Куликовская победа имела огромное национальное значение. Именно Москва организовала сопротивление Золотой Орде. Дмитрий Донской, защищая не одно только своё Московское княжество, Куликовская битва стала важным доказательством того, что русские созрели для независимости и государственной самостоятельности но всю Русь, выступил вперёд и встретил золотоордынское войско за рубежами Руси — в «диком поле». Именно здесь, у Непрядвы и Дона, решался вопрос о том, вокруг какого княжества объединяться русскому народу».

Да, рассчитанные ходы Дмитрия дали свои результаты. К концу его правления положение Москвы изменилось очень заметно. Теперь она большинством простых людей воспринималась как новая столица всей Руси!

Не надо, однако, думать, что потомки Калиты добились таких блестящих результатов исключительно благодаря своим личным качествам — отваге, изворотливости и упорству. Дело было в другом. Московские князья нашли очень сильного союзника. Более сильного, чем Литва или Орда! А именно — Русскую православную церковь. Это стало поворотным моментом в их жизни. Да и в жизни всей Руси.

С чего началось? В Москву, где тогда правил расторопный Иван Калита, перебрался умный и авторитетный митрополит Пётр (который, кстати, прославился как настоящий чудотворец). Город стал важным религиозным центром. Это автоматически повысило его рейтинг.
Пётр времени зря не терял. Начал проповедовать, наставлять горожан. А главное — основал величественный Успенский собор. Подобный тому, который был во Владимире! Этим, конечно, лишний раз хотели подчеркнуть, что московские князья продолжают великое дело владимиро-суздальских правителей — собирают русские земли. И твёрдо стоят за веру предков — православие.

Уже при Дмитрии Донском в Москве обосновались такие титаны, как митрополит Алексий и игумен Сергий (Сергий Радонежский). Был сделан новый рывок. А к концу XIV века город оказался средоточием как политической власти, так и духовной.

Усиление роли церкви нельзя считать случайным. Князья, не сумевшие защитить родную землю от татар и литовцев, к XIV веку перестали пользоваться доверием народа. Вот тогда все и вспомнили про «батюшек»! Совершенно прав был наш известный историк Лев Гумилёв, находивший, что «русская православная церковь как общественный институт стала выразительницей надежд и чаяний всех русских людей независимо от их симпатий к отдельным князьям».

После превращения Руси в Россию власти продолжали активно сотрудничать с духовенством (в лице его передовых представителей). И дело тут было не в набожности. Набожность для большинства политиков всегда оставалась только маской! Просто не существовало другого надёжного способа обеспечить стабильность.

подробнее

Subscribe
promo pyc_uctopuockon february 14, 2017 17:04 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Древние славянские письменности 1. Автор: Е. А. Копарев Название книги: Древние славянские письменности Издательство: Авторская книга Год: 2014 Формат: pdf Размер: 8,2 Mb Количество страниц: 185 Качество: Отличное Жанр: Научно-популярная…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment